Екатерина Попова поговорила с женщинами «плюс сайз» и выяснила, какие мифы об их образе жизни придумало общество.
Считается, что судить людей по внешности глупо и недостойно, но в современном обществе есть одна категория, в отношении которой это правило не работает. Если ты имеешь «лишний» вес, то не успеешь слова сказать, а уже будешь взвешена, измерена и снабжена диагнозами во всех сферах жизни: ленива, не пользуешься популярностью среди мужчин, больна.
Существует четыре самых популярных мифа — киты, на которых держится большинство дискриминирующих высказываний о полных женщинах. И ни один из них не соответствует действительности — чтобы узнать об этом, достаточно поговорить с женщинами «плюс сайз», как это сделала я.
«Полные женщины много едят»
Это самый живучий миф. Считается, что полные люди едят либо много, либо очень много. И почти наверняка нездоровую пищу — жирную и сладкую. Если вы видите худую девушку в Макдональдсе, то, скорее всего, подумаете, что она просто заскочила сюда перекусить, потому что не было других вариантов. Когда в Макдональдсе обедает полная женщина, большинство людей наверняка решат, что она питается тут постоянно. На самом деле вы ничего не можете знать про то, как питается человек, если не живете рядом с ним. Ваша знакомая с внешностью фитоняши может каждый день запивать газировкой жареную картошку перед сном, а женщина с 54-м размером сидеть исключительно на овощах.
«У меня после „качелек“ (худела три раза на 20, 25 и 30 килограмм) на 1500 ккал при 10 000 шагов в день вес держится, без шагов ползет вверх. Вес в зависимости от времени года и цикла 95−110 кг, мозг при таком калораже едва вертится. В периоды напряжённой работы вес летит к верхней планке».
«Работаю директором автосервиса, у меня от 3 до 12 часов в день тяжёлой физической работы. Например, поменять сцепление — это снять руками коробку весом от 50 кг и потом руками ее поставить; шиномонтаж на внедорожник — это снять четыре колеса весом 20 кг каждое и потом их надеть на вытянутых руках на тачку обратно. Ну, я как директор ещё всё время покупаю запчасти и ищу их на всяких разборках, а они тоже все тяжёлые, и я их таскаю в свою машину сама, без помощи. Иногда приходится тачки толкать. Или просто стоишь в неудобной позе и откручиваешь гайки, которые не откручиваются. Каждый день у меня тренировка на 40−90 минут. Вешу 108 кг. Ем от 1300 до 1500 ккал. Есть фотки дневника питания для доктора — там одни брокколи и пророщенные зёрна».
Примите как данность: нельзя на глаз определить, сколько ест человек, который перед вами. Приписывать обжорство можно, если вы видели дневник питания человека, а не кусок пиццы в его руке.
Полные люди мало двигаются
Когда я весила 70 кг, многие мои новые знакомые в первом разговоре интересовались, почему бы мне не начать тренироваться, и ужасно удивлялись, когда выяснялось, что тренировки у меня уже шесть дней в неделю. Когда речь идет о женщине, которая весит от 80 кг и больше, почти все люди без исключения считают, что большую часть времени она проводит на диване, занимаясь поеданием конфет. На самом деле ситуация та же, что и с питанием: может выясниться, что худую девушку с рельефными ногами даже в детстве миновали спортивные секции, а «жируха» бегает марафоны, ходит в походы или КМС по какому-нибудь виду спорта.
«Мне 51 год, рост — 165 см, 96 кг, один сустав — протез. Вожу людей в байдарочные походы. За летний сезон сводила 10 групп. Для себя сплавилась в сентябре по Кодору (Абхазия), а это очень серьезная река. Среди всех моих стройных подруг я самая активная и самая толстая. В прошлом году получила КМС по спортивному туризму (маршрут — водный), я спортивный судья, ГТО буду сдавать в этом году, рассчитываю на серебряный значок, золото с суставом не потяну».
«Я три года каждый день проходила по 10 километров и оставалась 90 кг. Мне все время рассказывали, что быть не может, я вру».
«Я вешу 82 кг и отлично играю в гольф. Есть дамы за 100. Отличный силовой свинг, мячи летят — загляденье. Выносливость у всех — просто ого-го! 23 тысячи шагов пройти и бэг весом килограмм семь протащить? Пф-ф-ф! Дюймовочки умирают, а нам хоть бы хны».
«178 см, 110 кг. Занималась йогой, бегом, кроссфитом, пауэрлифтингом. Летом хожу в горы, сплавляюсь по рекам. Бросила спорт после травмы и операции, но до того занималась каждый день недели, часто дважды в день. Сдала нормативы для поступления в полицию, но потом не взяли из-за веса — по приказу я должна весить не более 78 кг даже при сданных нормативах. На мужчин это не распространялось».
На самом деле мысль о том, что не стоит оценивать людей по их внешности, не нова, но почему-то людям проще представить, что вот этот бездомный — миллионер инкогнито, чем подумать, что сидящий рядом в метро толстяк, занимающий раздражающе много места, — мастер спорта по пауэрлифтингу, хотя второе гораздо более вероятно. Так что всякий раз, когда вам хочется посоветовать кому-то больше двигаться, сначала уточните, сколько человек тренируется.
Полные люди ничего не знают про правильное питание
На самом деле они знают про него всё. Они прошли диет больше, чем вы можете себе представить, в том числе по медицинским показаниям и под наблюдением диетологов. Им известно всё про жиры, белки и углеводы, их правильное сочетание, дробное питание, метаболизм, работу кишечника. Они прочитали горы литературы и в курсе последних исследований. Они могут приготовить из капустного листа, морковки и яйца два десятка блюд.
«Начала худеть, причем правильно — соблюдение КБЖУ, активность, правильное питание, работа с диетологом и нутрициологом, тренером. Результата — ноль. Выявили диабет, ввели медикаменты и контроль сахара в крови, эффекта — тоже ноль. Начала психотерапию, пока результата нет, но я в ней недолго».
Если вам надо что-то узнать про ЗОЖную еду — спросите полного человека. Он полный не потому, что никогда о нем не слышал, а потому, что оно ему не помогает.
Полные люди переедают, не в силах отказать себе в удовольствии
На самом деле регулярные критичные переедания, когда торты сметаются штуками, а конфеты — килограммами, связаны не с гедонизмом, а с расстройствами пищевого поведения. Люди, страдающие ими, устроены точно так же, как и все остальные — первая конфета кажется вкусной, третья — просто сладкой, двадцатая — омерзительной и тошнотворной. Точно так же потом болят желудок, почки, поджелудочная железа. Удовольствий от компульсивного переедания не больше, чем от разжевывания таблетки стрептоцида во время ангины. Утверждать, что человек, страдающий РПП, ест с удовольствием — это то же самое, что настаивать, что человеку с синдромом Лёша-Нихена приятно резать себя. Еда выступает как способ справиться с болью — иногда благодаря тому, что она сама причиняет боль и неудобства.
Я говорю обо всех этих мифах с одной единственной целью: чтобы люди перестали судить других по внешности. Конечно, это получится не сразу. Нам слишком долго внушали, что полнота связана с ленью и безволием, и вряд ли мы так легко переключимся, начав думать про каждого увиденного мужчину 100+, что это скорее сумоист, чем фанат фастфуда и телевизора. Но, как говорится, первая мысль — это то, как вас учили думать, а вторая — вы сами. И если первое мы не можем контролировать, то добавить к нему второе — вполне реально.